Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц

10138_l

С 1 июля 2017 г.  вступает в силу принятый  Банком России  базовый стандарт, направленный на соблюдение прав и законных интересов получателей финансовых услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями

Стандарт устанавливает требования к организации работы микрофинансовых организаций, включая принципы и порядок предоставления информации получателям финансовых услуг.

Установлено, например, что информация о финансовых услугах должна доводиться на равных правах и в равном объеме для всех получателей финансовых услуг, бесплатно, в доступной форме.

Определены правила взаимодействия микрофинансовых организаций с получателями финансовых услуг.

Установлен запрет на применение в деятельности микрофинансовой организации недобросовестных практик, таких как:

передача в бюро кредитных историй или иные организации недостоверной информации с целью воспрепятствовать заключению получателем финансовой услуги договора об оказании финансовой услуги с другой финансовой организацией;

оказание психологического давления на получателя финансовой услуги с целью склонения к выбору той или иной финансовой услуги.

Стандартом регламентирован порядок взаимодействия микрофинансовых организаций с получателями финансовых услуг при возникновении задолженности.

Так, в частности, с целью предотвращения дальнейшего увеличения долговой нагрузки микрофинансовая организация обязана в течение 7 календарных дней с даты возникновения просроченной задолженности проинформировать получателя финансовой услуги о факте ее возникновения.

Микрофинансовая организация по договору потребительского займа обязана обеспечивать фиксацию и хранение инициируемых ею телефонных переговоров, текстовых, голосовых и иных сообщений по возврату просроченной задолженности.

Стандартом установлено, что с 1 июля 2017 года МФО не сможет выдать заемщику – физлицу более 10 краткосрочных займов (сроком до 30 дней) в течение одного года, а также пролонгировать договоры займа более семи раз.

Кроме того, МФО будет запрещено выдавать краткосрочный займ при непогашении предыдущего, полученного в этой организации.

Стандартом также устанавливается, что до заключения договора займа или принятия получателя финансовых услуг на обслуживание, МФО будет обязана не реже одного раза в год запрашивать у клиента информацию о размере его заработной платы, иных источников дохода и денежных обязательствах и информацию о возможности обеспечить исполнение обязательств по договору.

В дополнение к этим сведениям, при выдаче займов от 30 тыс. руб., МФО обязательно должна будет запросить информацию о судебных спорах, в которых получатель финансовой услуги выступает ответчиком, а при выдаче займов от 100 тыс. руб. – информацию о наличии в собственности получателя финуслуги движимого и недвижимого имущества.

Так же стандарт устанавливает предельные сроки рассмотрения обращений клиентов МФО: регистрация всех полученных обращений в течение трех рабочих дней и рассмотрение в течение 12.

А если МФО не будет соблюдать положения базового стандарта, любое заинтересованное лицо с 1 июля сможет обратиться в саморегулируемую организацию, членом которой является такая МФО, с требованием о применении к ней мер воздействия.

Источник: “Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации” (утв. Банком России 22.06.2017)

Did you enjoy this article?


Related posts